Почему российские маркетплейсы выбрали собственные ПВЗ, а не логистических операторов

Российские маркетплейсы выбрали не стандартное для мирового рынка решение — создание собственных сетей ПВЗ. В отличие от Amazon, сотрудничающего с почтой и логистическими операторами, Ozon и Wildberries строят сети брендированных пунктов выдачи заказов. Опыт российских маркетплейсов уникален: у Ozon более 45 000 пунктов выдачи, у Wildberries более 37 000. Почему это так, объяснили эксперты, опрошенные Retailer.

Основные причины:

  • Географические особенности. Маркетплейсы сотрудничают с франчайзи, чтобы увеличить охват регионов.

  • Доля населения, живущего в многоэтажных домах, одна из самых больших в мире.

  • Доставка по подписке непопулярна. Amazon обеспечивает бесплатную доставку за счет подписки. У российских маркетплейсов такой возможности нет.

  • Высокая конкуренция между маркетплейсами. В США Amazon — лидер рынка онлайн-торговли, а в России идет борьба между несколькими платформами. Наличие собственных ПВЗ стало конкурентным преимуществом.

  • Почта не обеспечивает логистику маркетплейсов. Во многих странах доставкой интернет-заказов активно занимается локальная почта. В России почта не справляется, и маркетплейсам понадобилась альтернатива в виде собственной сети ПВЗ.

  • Сторонние операторы, владеющие сетью ПВЗ, не справляются. Существующие сети ПВЗ не могут обслужить масштабные и быстрорастущие потоки Wildberries и Ozon.

  • У россиян не выработалась привычка платить за доставку. Клиенты предпочитают бесплатную услугу самовывоза из ПВЗ.

  • Безопасность. Клиенты не доверяют курьерам, доставляющим товары на дом.

  • Недовериее к онлайн-торговле. Россияне опасаются неудобств, связанных с возвратом бракованных или неподходящих товаров, и дополнительных расходов.