Транспортная отрасль может потерять до половины автоперевозчиков в 2025 году, по прогнозу Ассоциации «Грузавтотранс».
Первая причина - старение автопарка. В 2024 году перевозчики вернули около 17 тыс. лизинговых автомобилей из-за проблем с выполнением платежных обязательств.
Вторая проблема - слишком высокие ставки лизинга. При ставке в 27% годовых к 2030 году стоимость тягача с полуприцепом дойдет до 25 млн рублей, а ежемесячный лизинговый платеж до 690 тыс. рублей, подсчитали в консалтинговом агентстве «Стратегия дела». Дешевые китайские грузовики как замена европейским надежд не оправдали - их сложно ремонтировать из-за отсутствия деталей в наличии.
Третья причина - продолжающаяся нехватка кадров. Водительский состав стареет, а молодые водители предпочитают работу курьерами.
В Ассоциации «Грузавтотранс» считают, что рост налогов и утилизационного сбора, стоимости топлива и акцизов, автомобилей, повышение штрафов привели к тому, что перезвозки рентабельны при стоимости минимум 100 руб. за километр вместо рыночной стоимости 50-60 руб. Части перевозчиков удается скомпенсировать недополученную прибыль за счет различных серых схем, однако в перспективе такая ситуация закончится либо уходом с рынка 50% компаний, либо протестными выступлениями, уверены в Ассоциации.