Думате, велокурьеры - уникальная примета 2020-х? Уверены, что ребят, которые выскакивают перед пешеходом, как чертик из коробки, на бешено мчащемся электробайке, придумали в недрах e-com? Это не так. А как, рассказывает Catapulto. Предлагаем вам очередную главу истории доставки - откуда есть пошли велокурьеры.
Велосипед начали использовать в доставке почти сразу после изобретения. Парижская фондовая биржа уже 1870 году нанимала велокурьеров для отправки суперсрочных сообщений и документов на подпись брокерам.
Государственная почтовая служба Великобритании Royal Mail очень быстро почувствовала ценность двухколесной машины и посадила на велосипеды почтальонов. Сначала они разъезжали на опасных и неуклюжих велеках типа Penny Farting с огромным передним колесом и без привода цепью.
Когда изобрели привод на заднее колесо, для английских велокурьеров стали придумывать разные грузовые модели.
Некоторые иначе как тупиковой ветвью велоэволюции не назовешь.
Во время велосипедного бума 1890-х годов в Соединенных Штатах компания Western Union собрала отряды мальчиков-телеграфистов на велосипедах в Нью-Йорке, Сан-Франциско и других крупных городах. Подобно современным таксистам, они быстро смекнули, что крутить педали можно не только для WU, и начали предлагать услуги широкому кругу заказчиков, от телеграфных компаний до аптек.
Типичный велокурьер в Бирмингеме, Оклахома. Октябрь, 1914 год.
Интересно, что в Штатах аптеки были прообразом современного фуд-ритейла, а значит, мальчишки были аналогом доставщиков какого-нибудь "Вкусвилла" сегодня. Эти нищие ребята стали вдруг зарабатывать приличные деньги. Вы можете прочесть на лицах, как они гордятся профессией, заработком и тем, что получили возможность приобщиться к некоторым порокам.
Мальчик-посыльный компании Mackay Telegraph. 15 лет. Остановлен полицейским за то, что проехал на красный свет. Техас, сентябрь 1913 г.
Во второй четверти 20-го века с появлением надежных автомобилей велодоставка пережила упадок, но снова вернулась, когда в мире разразился топливный кризис 70-х, и пробки стали серьезной проблемой.
К концу 1980-х годов велокурьеры стали обычным явлением в центре любой столицы. В Англии в честь велокурьеров даже выпустили специальную модель фирмы Muddy Fox - «Courier».
Ну а с появлением надежных, емких и относительно легких литий-ионных батарей в деле велокурьерства произошла настоящая техническая революция, которую можно сравнить разве что с полетами на Луну. Именно тогда велосипеды получили электротягу, и пешеходы, которым безраздельно принадлежали тротуары, вынуждены стали делить их с ухарями, мчащимися на бесшумных машинах на скорости 40-50 километров в час.