Мир меняется так быстро, вы заметили? Сегодня мы при мысли о доставке сразу представляем себе курьера “с толстой сумкой на ремне” или “грузовичок” с логотипом популярной курьерской службы. Но и этот образ уже меняется. Быстро ведь мы привыкли к доставкам еды людьми в специальной форме на велосипедах с квадратными рюкзаками. Кажется, они появились на улицах в один день и стали неотъемлемой частью урбанистического пейзажа моментально. Какие явления из футуристических фантазий станут нашей обыденностью завтра? На самом деле уже становятся, а мы не замечаем.
Но любой прогноз на будущее стоит начать с экскурса в прошлое. Какие способы доставки сообщений были изобретены человечеством за всю историю? Некоторые вытеснили более современные методы, другие используются и сегодня, но не получили широкого распространения или требуют особых условий.
ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА
Если вспомнить одну из первых зафиксированных историй, где использовали способность голубей возвращаться в свой дом — так это “Повесть временных лет”. Княжна Ольга решила отомстить за смерть своего мужа, собрала голубей из города врагов, привязала к ним горящие прутья, и, вернувшись на соломенные крыши, голуби подожгли город со всех концов. (Хотя, если посмотреть еще глубже в историю — именно голубка доставила оливковую ветвь, как весть об окончании Потопа). Способность голубей находить маршрут к дому, как бы далеко от него они не оказались, в науке называется “хоуминг”. Ученые до сих пор не нашли объяснение, как в крошечном голубином мозгу работает такой мощный навигатор. Но сбить голубя с маршрута невозможно! Больше того, они передают информацию своим потомкам. Во времена Древнего Рима (241 год до н.э) дорога вдоль берега моря соединила Рим с Галлией (современная Франция). Голуби носили вести по этому пути из столицы в северную провинцию Римской Империи и обратно. Ученые убедились, что до сих пор потомки почтовых птиц придерживаются этого маршрута и всегда возвращаются обратно. Сегодня голубиную почту используют фотографы! Пройдя с туристами живописный маршрут, они в крайней его точке отпускают голубя, привязав к лапке карту памяти из фотоаппарата. Когда группа возвращается на базу — их там уже ждут распечатанные фото самых удачных кадров в отличном качестве.
СОБАЧЬИ УПРЯЖКИ
Еще один из самых древних способов доставки. В отличие от голубей, собаки могут возить и небольшие грузы. C XIX века почтовые собачьи перевозки стали использоваться в отдаленных районах России (северная часть Сибири, Камчатка), Канады, Аляски и Северной Европы.
Это одно из самых старинных средств почтовой связи во всем мире. Удивительно, но это факт, этот вид доставки до сих пор применяется в некоторых районах нашей планеты. В прошлые времена этот вид собачьей почты был придуман для доставки писем, бандеролей, посылок и других различных грузов в отдаленные малонаселенные районы России, Канады, Аляски и Северной Европы. Специально натренированные собаки проходят там, где не справляется техника из-за климатических условий. Поэтому, кроме шуток, до сих пор кое-где в малонаселенных пунктах собаки помогают держать связь с отдаленными северными регионами страны.
ПНЕВМОСИСТЕМА ДЛЯ ДОСТАВКИ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Впервые пневматическая система была введена в эксплуатацию в 1853 году в Лондоне. Оттуда быстро получила распространение по странам Западной Европы — в крупнейших городах, а с 1980 года — в Америке. За счет разницы в давлении сжатого и разряженного воздуха в пневматических трубах документы, письма и легкие грузы перемещались в специальных контейнерах с огромной для того времени скоростью — 50 км/час. (Сегодня такой скорости от курьеров трудно добиться из-за пробок). Трубы находились под землей, совсем неглубоко. В крупных городах вроде Нью-Йорка пневмопочтой пересылали примерно 95 тысяч писем за сутки.
ПОЧТОВОЕ МЕТРО В ЛОНДОНЕ
И здесь первопроходцами стали жители Туманного Альбиона. Им не давала покоя идея осуществлять доставки под землей — так быстрее, без препятствий. Пневмопочта решила вопрос с доставкой документов, но нужно было аналогичное решение для грузов. С 1915 по 1927 год они строили и наконец построили подземную ветку грузовой железной дороги — метрополитена. Протяженность дороги составила 10,5 км и насчитывала 8 станций — под каждым крупным почтовым отделением Лондона в те времена. Идея себя оправдала — в день Лондонская подземная железная дорога перевозила 45 тонн (30 000 мешков!) почтовой корреспонденции. Сразу убили двух зайцев: ускорили доставку почты и разгрузили уличное движение. Ветка почтового метро была законсервирована только в 2003 году — так как экономически уже не была выгодна в эксплуатации.
ДРОНЫ ДЛЯ ДОСТАВКИ
Обратимся к современности: уже никого не удивить использованием дронов в бытовых целях. Можно представить, что это голубиная почта “на новый лад” — только птицы управляемые с пульта опытными пилотами или уже автопилотами. Доставка мелких грузов и корреспонденции по воздуху с помощью дронов становится реальностью, а не только детской игрой. Первыми в освоении коптеров (беспилотных мини-вертолетов) для нужд коммерческой доставки стала компания Amazon в США. Однако широкое практическое применение этот способ доставки пока получил только внутри складов и сортировочных центров.
РОБОТЫ С АВТОПИЛОТОМ
Роботы-доставщики — еще один технологический эксперимент. По сути это контейнер для отправления на колесиках и с “искусственным интеллектом”, GPS-ом и навигатором. Искусственный интеллект должен помогать такому роботу ориентироваться в пространстве, объезжать препятствия, перестраивать маршрут в случае затруднений — немного напоминает систему умного робота-пылесоса. Один из таких роботов начал производить Яндекс. Его тестирование в “рабочих условиях” проходит на территории Сколково с апреля этого года. Уже сейчас понятно, что на территории крупного склада, например, технология будет востребована. А как быстро сможет выйти за пределы помещений и научиться работать на улицах города — вопрос. Так или иначе, вы узнаете об этом первыми, ведь Яндекс — партнер Catapulto.
РЕЗЮМЕ
У новых способов экспресс-доставки корреспонденции и мелких грузов (дронов, роботов) есть неоспоримые преимущества:
Однако и слишком много нерешенных (пока) вопросов:
вопросы юридического регулирования
безопасность средства перемещения в пространстве — пока нет правил для перемещения дронов по воздуху и беспилотных роботов по дорогам
вопросы антивандальной защиты — как уберечь груз от “охотников” сбить или вскрыть беспилотник ради кражи содержимого — пусть даже это будет пицца или чужие интернет-покупки в России пока оплата при получении самый популярный способ взаиморасчетов с магазином — а для этого по закону нужен портативный кассовый аппарат и оператор
бюрократия — законы, защищающие воздушное пространство в РФ предписывают получать разрешения, оформлять лицензии и точно указывать маршруты заранее — пока это долго и задерживает доставки настолько, что теряется преимущество по срокам.
Однако технологии уже есть, они готовы — мы верим, что органы законотворчества подтянуться и дадут зеленый свет инновациям. А пока — Catapulto найдет для вас самый быстрый, надежный или дешевый способ отправки чего угодно куда угодно — из доступных сегодня вариантов.