Будущее логистики туманно…

Почему?

Вовсе не потому, что сфера переживает не лучшие времена, а потому что теорий и мифов о том, какой же будет складская и доставочная логистика будущего на столько много, что довольно тяжело разобраться, какая из теорий действительно имеет шансы на долгую и счастливую жизнь в нашем завтра. И раз уж будущее туманно, выход только один - включаем "противотуманки" и пытаемся разглядеть то, что имеет рациональное объяснение. Давайте разбираться вместе.

Роботизация. Или, когда стоит начинать пересматривать Терминатора?

Конечно, все с трепетом надеются на автоматизацию и роботизацию, особенно владельцы складских комплексов и распределительных центров, ведь гораздо проще налаживать оборудование и его программное обеспечение, чем оборудовать комнаты отдыха, следить за настроениями и графиками сотрудников, выявлять воровство, упускать прибыль из-за человеческих ошибок и т.д.. Но по разным расчетам подобные проекты стоят не один миллион долларов и имеют срок окупаемости более 7-и лет, что не может устраивать большинство компаний, но время не стоит на месте. Можно предположить, что бизнес ждет, когда технологии и инновации в области роботизации складской логистики станут дешевле, и, как следствие, срок окупаемости сократится до 2-3 лет, потому что чем больше горизонт планирования, тем больше риски вмешательства непредвиденных обстоятельств, и пандемия отличный тому пример.

Логистика доставок.

В доставочной логистике трудно представить рельсу, проходящую через все города и страны к каждому дому и этажу, по которой будет проходить состав с доставляемым грузом, но летающего робо-курьера в виде дрона представить вполне легко, тем более, что эта сфера развивается уже около 8-и лет, и вот несколько главных проектов в данной области.

1. Компания UPS и микроавтобус с взлетно-посадочной площадкой для дронов на крыше.

Суть очень проста - почта-мобиль с водителем и дроном на крыше стартует с точки отправления, и, например, ради нескольких заказов ему необходимо сделать пару крутых крюков по оживленному будничному городу-миллионнику через пробки, что по затратам времени съест несколько часов работы водителя и пустого прожигания топлива. Но вместо этого, автомобиль едет по оптимальному маршруту, а дрон взлетает и летит доставлять груз одному из "сложных получателей", почта-мобиль при этом продолжает доставлять остальные грузы без задержек, а дрон, выполнив свою работу, самостоятельно возвращается на крышу фургона, продолжающего свой маршрут. Кстати, похожий проект есть у компаний Matternet и Mercedes-Benz, где, как несложно догадаться, принципиальное отличие заключается только в бренде почта-мобиля.

2. Zipline и катапульта.

Еще в 2016 году калифорнийский стартап Zipline придумал, как оперативно помогать врачам Африканского государства Руанда с быстрой доставкой донорской крови. Проект выглядит следующим образом: врач оставляет заявку по SMS, которая отправляется в логистический центр, там груз готовят к отправке на беспилотном летательном аппарате, который запускается с помощью катапульты, летит до двора больницы и отпускает груз на парашюте, а груз, в свою очередь, мягко приземляется на специальный аэрофинишер, который по своему виду напоминает несколько больших надувных матрасов. После чего врач просто забирает донорскую кровь, а БПЛА возвращается обратно "на базу". Проект хорош тем, что БПЛА способен развивать скорость гораздо быстрей и больше, чем развивает дрон, ведь по своей фактуре больше похож на самолет, а не вертолет. Кроме того, благодаря катапульте, в реализации не нужна взлетная полоса.

3. Amazon Prime Air.

Речь пойдет о том самом проекте, который обещает, что покупателю будет доставляться покупка в течение 30-и минут с момента заказа. Проект по своему формату очень интересен: дрон загружается в автоматическом режиме, полет проходит без участия человека (только контроль оператора), БПЛА самостоятельно разгружается и улетает обратно. Кроме того, Amazon сформулировал концепцию разделения воздушного пространства по высоте полетов так, чтобы дроны могли не мешать остальным участникам аэро-воздушного движения. Предполагается, что БПЛА с локальным трафиком и маленькой скоростью будут летать на высоте до 61 метра, более высокоскоростные БПЛА для междугороднего трафика будут летать на высоте от 61 до 122 метров, 122-150 метров - бесполетная зона, а выше будут летать пилотируемые воздушные судна. Тесты были проведены успешно, но полное введение дронов все еще не осуществилось, по всей видимости, в связи с регулированием такого рода доставки. К слову, по той же причине еще в 2014 году был заморожен проект от Google - "Project Wings".

А что, на счет России?

Новости из большого Мира - это, конечно, интересно, но гораздо любопытней узнать, когда такие инновации будут введены в нашей стране! Особенно мы ждем дронов, ведь эффектность (и эффективность, конечно, тоже) такой доставки впечатляет. Однако, в России административный барьер значительно выше, чем в других странах, и ожидать за своим окном звук вертушек дрона вместо стука курьера в дверь приходится довольно нескоро. И мы знаем один показательный пример: В июне 2014 года "ДоДо Пицца" совместно с Российским стартапом "Коптер Экспресс" устроила акцию: прохожие гуляли по паркам и другим людным местам, к ним подходил продавец и предлагал купить пиццу, которую очень быстро доставит дрон, у людей это вызывало искренний интерес, они соглашались, пицца готовилась и вылетала, продавец снимал пиццу с дрона, отдавал гуляющим покупателям и производил расчет. PR-ход отличный, перспективы у формата тоже супер, но местная администрация (действие происходило в Сыктывкаре) пригрозила "ДоДо Пицце" штрафом, а компанию "Коптер Экспресс" оштрафовали на 50 тысяч рублей (надеемся не со словами "Тут Вам не Кремниевая долина, стартаперы").

Какие можно сделать выводы?

Мы живем в отличные время, в век не только информационных технологий, которые скрываются в мощности компьютеров и программного обеспечения, но и в век преображения привычного мира за окном. Очень скоро мы, помимо привычных сигналов автомобилей в пробках, будем слышать жужжание пропеллеров и видеть огромный трафик из летающих "рОботяг", доставляющих документы и грузы в кратчайшие сроки своим получателям. Технологически - все готово, административно - нет, и ни в одной стране мира. Отчасти это связано с необходимым соблюдением безопасности таких полетов, многие люди переживают, что это может быть опасно, ведь летающий дрон может сломаться и упасть на Ваше имущество, повредив его, или разбирать окно в Вашем доме, или, того хуже, упасть на человека. Государства, в свою очередь, хотят сохранить контроль за траспортируемыми предметами в целях контроля незаконного оборота запрещенных веществ или предметов, ведь грузовой автомобиль можно остановить и проверить, что он везет, а вот остановить дрон не так уж и просто, плюс, после остановки и проверки, он должен технически и программно иметь возможность вернуться на свой маршрут. И это только первые вопросы и задачи, которые человечеству предстоит решить, прежде чем полностью раскрыть технологию.

Но административный барьер - точно последний! :)